Поселок Меллас в Крыму

Поездка в поселок Меллас

Трасса Ялта-Севастополь. С одной стороны нависают серые скалы Крымских гор, с другой открывается великолепный вид на море, пышную флору и города и поселки, прячущиеся в ней. Мы ехали отдыхать всей семьей и хотели подыскать себе тихое местечко, поближе к морю и горам и подальше от городского шума и суеты. Где-то на полпути между Ялтой и Севастополем остановились передохнуть возле остановки “Санаторное”. Все-таки путь мы проделали неблизкий, да и вид, открывающийся перед нами, завораживал. Бескрайнее море, ярко-синего цвета, штиль и блики солнца на морской глади.
На остановке стояли люди. Подошли, разговорились, рассказали им, что ищем подходящее местечко для отдыха всей семьей. Но только так, чтобы море почище, людей поменьше, вода потеплее, жилье получше – в общем, стандартные требования туристов. Нам посоветовали вернуться немного назад и свернуть на повороте в поселок Меллас. Сказали, что место отличное, тихое, живописное, что о нем мало кто знает, но всем нравится. Решили съездить посмотреть.
К поселку вела аллея, обсаженная по обеим сторонам соснами и туями, затем постепенно переходящая в небольшие дачки. Место и впрямь живописное. Проехали мимо небольшого, но чистенького и благоустроенного парка. Доехали до конца улицы и увидели 3 пятиэтажки – хрущевки, пережившие капремонт, и выглядевшие после него на “ура” – беленькие, с красной металлочерепицей, они отлично гармонировали с окружающей поселок зеленью. Первым делом, решили посмотреть, как тут с морем. Оказалось, чтобы спуститься к пляжу, приезжим приходиться шагать 400 ступенек вниз. И потом столько же вверх, домой. Теперь понятно, почему, несмотря на всю красоту этого места, здесь немноголюдно. При нынешних-то туристах-любителях полежать на солнце, боясь сделать лишнее движение. Но мы ребята спортивные, ступенек не боимся, решили спуститься, посмотреть пляж.
Какой великолепный вид! Это было просто потрясающе! Первый спуск я запомнил на всю жизнь. Узкая лесенка, иногда переходящая в бетонные плиты, вьющаяся в лесу и постепенно спускающаяся до уровня моря. Где-то на трети пути вниз, лес заканчивается, и мы оказались на площадке, с которой, казалось, Черное Море аж до самой Турции лежит как на ладони. Зрелище просто завораживало, не передать словами всю красоту пейзажа. Пляж оказался небольшим галечным, с навесом, для желающих спрятаться от солнца. Народу, несмотря на самый пляжный час, было немного. Водичка прозрачная, теплая, и такая манящая, что хотелось броситься в нее и плыть-плыть… До самого горизонта. Налюбовавшись, решили, что пора подниматься к машине. Странно, но наверное из-за того, что мы ехали полтора суток, практически не выходя из машины, подъем дался на удивление легко. А может, это в Мелласе воздух такой?

Максим Экстремальный

***********************************************************************************************************

Отпуск в Мелласе или записки отдыхающих, покоривших 20 тысяч ступенек за 10 дней

Дорожка Здоровья

"Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты... Таков Крым."
(Паустовский)

Эпиграф....

20 тысяч ступенек за 10 дней – это
2 тысячи ступенек в день - это
400 ступенек по лестнице + еще 100 ступенек на пятый этаж

и все это только в одну сторону....

2005 год.

Идея поехать в Меллас возникла у нас совершенно спонтанно. Случайно обратила внимание на объявление в авто.ру о сдаче там квартиры.
На этот раз мы решили проезжать границу не в Гоптивке, как обычно, а в Шебекино. В принципе, пока понравилось. Декларации не заполняли. Все менее формально. Очереди не было - перед нами всего 2 машины. Но, это было в будний день. На обратном пути, в пятницу к вечеру, очередь на Украину - машин 25. Страховку (гражданская ответственность) на машину мы купили в Москве. Оранта. 280 рублей на 15 дней.
За 10 дней пройдено 4 тыс. км. Стоимость 92-го бензина в Крыму 3.35-3.55 гр.

В дороге моей ошибкой было то, что я предложила на этот раз ехать с ночевкой в отеле. То есть двумя днями. Это оказалось очень утомительно. Когда вдвоем за рулем, меняясь, можно ехать бесконечно долго. Один ведет – другой спит. Мы всегда так и делали. Выезжаем ночью. Пассажиры спят. Никто не хочет ни есть, ни пить, ни останавливаться. Жары тоже нет. За кусочек ночи и раннее утро проскакиваешь незаметно значительную часть пути.

вид из одного окна - горы

вид из другого окна - лунная дорожка

пляж сверху

Что собой представляет поселок: Пять домов, три магазинчика, почта (телефон), тетенька, торгующая фруктами, еще одна тетенька, продающая экскурсии и кафешка.
Первое, что сразу бросилось в глаза, - чистые подъезды (по крайней мере в доме, где мы жили - не знаю, как в других). Даже зайти приятно. Клумбы, различных форм, заботливо огороженные камнями. Тихая спокойная обстановка. Бабульки, целыми днями разговаривающие на лавочках возле дома. Машину оставляли возде подъезда (до этого во всех других уголках Крыма мы машину ставили на ночь на стоянку).
Но главная достопримечательность - это ДОРОГА к морю......... Об этом подробнее, так как именно ОНА на протяжении всего нашего пребывания в Мелассе была причиной всех печалей и радостей.

Наша семья в плане физической нагрузки вот уже лет пять ведет неправильный рафинированный образ жизни: лифт – машина – лифт – офис и вечером все в обратном порядке. Родители, и мои, и мужа, безуспешно время от времени пытаются объяснять нам о пользе зарядке. На что я очень эмоционально пытаюсь донести до них идею о том, как это утомительно - целыми днями щелкать мышью у компьютера, что о зарядке даже и думать уже не можем. А они нам: ” Ну вы хотя бы на свой 16-ый этаж пешком поднимались бы!”
Поэтому, когда мои родители услышали от нас по телефону о 400 ступеньках, они радостно и даже как-то “злорадно” захихикали: Ну, наконец-то!!!!! Свершилось!!!!! Правда, через два дня они перезвонили и заботливо поинтересовались, как наше самочувствие и как там наша лестница???

рядом еще один небольшой пляж, еще более уединенный

разгар дня - пляж полупустой. Раздевалка, кафешка со столиками под навесом.

вид сверху в сторону санатория "Меллас"

Спуск по лестнице еще показался нам ничего. Правда, у меня ноги потом дрожали мелкой дрожью минут пятнадцать. Но подъем !!!!!! В первый вечер, после дороги нам удалось покорить вершину за 15 минут. Но последующие дни, после загара, плаванья, нырянья, на это требовалось уже больше, особенно мне.

На плакате, расположенном перед лестницей написано, что угол подъема от 10 до 45 градусов. Время спуска - 12 минут, время подъема 17 минут. Все это называется "Дорожкой здоровья". "Избавляет от целлюлита, отдышки. Подарит хорошое настроение и гибкие суставы" (наверное тем, кто сможет дожить до конца отпуска при таком режиме).

На второй день вечером, оглядывая пляж, у меня появилось стойкое чувство, что может быть все, кто отдыхает здесь, приехали сюда в первый раз, не зная ничего о том, как это ужасно - подниматься на 400 ступенек с пляжа. Много полных тетушек, можно даже сказать слишком полных. Почти вдвое, наверное, старше меня. Интересно, как они поднимаются. Во время отдыха на скамеечке – вижу идет одна их таких бабушек с внучкой. И довольно таки весело идет. Я не выдерживаю, интересуюсь первый ли она раз здесь. Нет, не первый, оказывается. Интересно….

- А почему вы именно здесь отдыхаете?
- А у нас здесь жилье бесплатное – родственники.
ААААААААААА, ну вот и ответ!!! Значит все, кто отдыхает в Мелласе, отдыхает здесь именно по этой причине – приезжают к родственникам:) Потому что ни один нормальный человек, как мне казалось в тот момент, не станет платить деньги за такие мучения.
Я грустно вздохнула в ответ. И бабушка поинтересовалась:
- а сколько вы уже здесь?
- второй день
- ну это еще очень мало. На пятый день привыкните, – подбодрила она.

Успокоила своих, пересказав разговор. И все мы стали волнительно ждать пятого дня, когда можно будет с легкостью взбежать по лестнице. На пятый день мы просто не смогли встать. Нет, мышцы у нас на удивление не болели, а просто закончились все силы, а новые еще не появились. В этот день мы нашли на небе небольшое облачко, дружно решили, что скорее всего ветер может нагнать и тучи, на пляж в такую погоду идти нечего и поехали в Севастополь. На рынок за фруктами и на набережную – просто погулять, а потом в Макдональдс. Дети, даже на юге всегда помнят о его существовании по близости. И даже после сочных крымских персиков, вкус чизбургера остается для них просто несравнимым ни с чем….

Я закрыла глаза и почувствовала тепло первых утренних солнечных лучей. Легкий плеск волн о скалу заглушал негромкие голоса с пляжа. И ощущение, что никого вокруг: только море, солнце и Крым! Незаметно прошел час, я вижу, что муж с ребенком ныряют невдалеке со скалы. И совсем не беспокоюсь о цифровом фотоаппарате и других вещах, оставленных на берегу. На этом пляже можно об этом не волноваться.

Удивительное место Меллас – летом, в разгар сезона, можно найти полное уединение. Пытаюсь понять, почему же мне так нравится Крым. Именно в Крыму мой внутренний мир приходит в полную гармонию и с самим собой и с окружающими… Я выходу из воды и опускаюсь на уже прогретую гальку. Наслаждаюсь теплом, которого хватит мне на часть зимы, а ранней, но еще холодной весной меня уже будут согревать новые мечты о новой поездке в Крым….
“Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий”
- вспомнила я Есенинские строки и даже стало немного обидно за наши березки, что я не являюсь патриотом нашей “средней полосы”. Конечно я люблю березовые рощи, дубравы, сосновые леса, но солнышка не хватает!!!!!!!

Форосская церковь и вид на нее с Байдарских ворот.

Добраться до Форосской церкви можно как и пешком, так и на машине. По серпантинной дорожке. Высота скалы, на которой построена эта церковь примерно километр. Вид открывается потрясающий. Просто дух захватывает. Наверху холодно и ветер. Но все-таки немного теплее, чем на Ай-Петри.

На меня произвела очень всильное впечатление сама церковь. Очень светлая, cпокойная и радостная. Она отличается от других церквей. Может быть потому, что люди туда приходят отдыхающие - с радостью, а не со скорбью.
Муж говорит, что эта церковь похожа на Иерусалимские церкви.

со стороны дороги

вид сверху на Форос

вид на церковь с высоты

Байдарских ворот

а здесь мы просто не смогли

открыть глаза - такое яркое солнце

вид на церковь с высоты

Байдарских ворот

И снова лестница.....

Поднимаюсь, навстречу спускаются мама с дочкой лет 8. Девочка спрашивает: ”Мама, а ты хотела бы здесь жить?” Останавливаюсь и улыбаясь от того, что как раз в этот момент думала об этом же.
- Только летом, – мама ей в ответ.
- А я бы хотела….- мечтательно продолжает девочка, оглядываясь с восхищением вокруг.
- Ну ты же не знаешь, как здесь зимой, – с некоторым раздражением отвечает мама. И дальше начала объяснить дочке, что надо жить там, где живешь.

"И я бы тоже хотела…" – хочется сказать мне той девочке, но они уже спустились дальше вниз……….И я говорю это тихо самой себе. Так же с восхищением оглядываясь вокруг. А мои ждут меня уже чуть выше, на лавочке. И я задаю им этот же вопрос……

Ребенок в восторге от

скал и с удовольствием позирует

В Алуште

На фоне вида из окна лоджии

И в заключении коротко:
ПОНРАВИЛОСЬ:
- Квартира. Очень приятная хозяйка. Квартира была полностью подготовлена к нашему приезду. Все блестело. Холодильник разморожен и т.д.
- Пляж, море, скалы. Интересно поплавать с маской. Есть что посмотреть и половить.
- Спокойное, нешумное место. НО, это нам так хотелось. Далеко не всем понравится такой отдых.
- Магазины - в них есть все необходимое.
- Лестница:)

В Мелласе (Санаторное) лучше отдыхать с машиной. Особенно если едете в первый раз, еще ничего не зная о об этом месте.

Автор путевых заметок "Солнышко"

Здесь пировал «чайный король» и грустил министр уделов

foros1

Министерство курортов и туризма Крыма продолжает организовывать экскурсионные туры для... крымских экскурсоводов. В самом деле, им, людям, обязанным знать от и до и искренне любить свой регион, суметь заразить этой любовью многочисленных гостей полуострова, особенно важно презентовать новые возможности экскурсионных маршрутов. А возможности эти есть — в плане показа природных достопримечательностей, исторических и культурных объектов.

На самом деле, мы не так хорошо знаем Крым, как кажется. По словам министра Александра Лиева, на территории автономии располагается более 70 дворцов и имений, которые могли бы быть экскурсионными, однако по данному назначению используется лишь малая часть из них. Понятно, что открыть для посещения все достойные внимания объекты вряд ли получится: многие окружены глухими заборами, находятся в собственности ведомственных санаториев и госдач, пробраться туда «простым смертным» практически невозможно. И вот тут, оказывается, удачно работает «админресурс» нашего курортного ведомства: министерство организовало презентацию уже двух экскурсионных маршрутов с общим названием «Дворцы и имения Крыма» для специалистов туристского сопровождения (экскурсоводов, гидов-переводчиков) и СМИ, вполне успешно договариваясь с собственниками парков и расположенных на их территории исторических объектов. Так, в конце ноября экскурсоводы посетили четыре дворца на Южном берегу Крыма — «Кичкине», «Дюльбер», «Харакс» и дворец графини Софьи Паниной в Мисхоре. А спустя неделю нам довелось побывать и на российской территории.

Белоснежные усадьбы под темными скалами

Санаторий «Меллас» принадлежит мэрии и Правительству Москвы. Здесь на 12 га небольшого парка, заложенного в 30—40-е годы XIX века, где произрастает более 180 видов ценных декоративных деревьев и кустарников, расположены два дворца — графа Льва Алексеевича Перовского, русского государственного деятеля, министра уделов при императоре Николае I. Его удачная карьера омрачена большим горем: в 1833 году умерла любимая жена, княгиня Екатерина Васильевна, урожденная Горчакова. Похоронив супругу на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, в поисках уединения Лев Алексеевич приезжает в Крым. Тихое, теплое место на Южном берегу он выбирает не случайно. По соседству жили родственники Перовских — Нарышкины, Кочубеи, Башмаковы. «Меллас» в переводе с древнегреческого означает «седой», «темный», «серебристый», и это название, судя по всему, связано с темного цвета скалами, возвышающимися над местностью. В 1834 году Перовский купил здесь 59 десятин земли, построил дворец и разбил парк. Старинное здание сохранилось — в нем сейчас располагается корпус № 1 одноименного санатория. Дворец построен по проекту архитектора Ф. Эльсона, в течение десяти лет занимавшего должность «Первого архитектора Южного берега Крыма» и осуществлявшего надзор над всем строительством тех лет. Он напоминает средневековый замок, с четырьмя угловыми башнями, но с деталями римской виллы эпохи Возрождения. В орнаменте фасадов и внутренних помещений ощущается и влияние Востока: килевидные арки, ниши, арабески. Все это экскурсоводы рассказывают во время наружного осмотра; заглянуть внутрь усадьбы можно только через окна.

Кстати, московский санаторий рассчитан всего на 200 человек, но работает лишь в сезон, с апреля по октябрь. Сейчас здесь совсем пусто, бдительные охранники не спускают глаз с внезапных посетителей...

foros4

Свое имение в Мелласе Лев Перовский завещал племяннику — графу А. К. Толстому — поэту, драматургу, писателю. Затем «Меллас» перешел к Дарье Голицыной, затем — сенатору Ф. Маркусу, а на заре нового века его приобрела Е. Г. Кузнецова, остававшаяся владелицей усадьбы до революции. Она тоже выстроила здесь дом — романтический особняк в мавританском стиле, со львами у входа, террасами и балконами.

Восемьдесят экскурсоводов и министр Александр Лиев с интересом слушали рассказ об истории имения, гуляли по красивому террасированному парку. «Проведя такие методические экскурсии, мы хотим посоветоваться с экскурсоводами, какие из этих объектов действительно будут интересны туристам. В результате часть ранее малоизвестных дворцов и имений станет звеньями в цепочке туристических объектов Крыма», — сказал по этому поводу министр.

Курорт для интеллектуальной элиты

Форос совсем рядом с поселком Санаторным, к которому относится Меллас. Ситуация с посещением здешнего парка значительно проще: даже в сезон сюда за небольшие деньги спокойно пускают всех желающих. В старину в этих местах располагалась генуэзская колония Фори, а еще раньше греческое поселение. Греки и дали название местности: «форос» означает различные понятия на выбор — «обрыв», «дань», «пошлина», «площадь», «маяк». От средневекового Фороса сегодня мало что осталось, а вот на территории санатория сохранилось имение купца, «чайного короля» России Александра Григорьевича Кузнецова. Он приобрел эти земли в 80-х годах XIX века у князя Нарышкина из-за слабого здоровья: Кузнецов болел туберкулезом. Купив имение на Южном берегу Крыма, вложил в него часть своего колоссального состояния. Название любимого имения повторил и в имени яхты «Форос». В исторических источниках говорится, что яхта Кузнецова была одной из самых красивых и больших частных яхт и еще долго бороздила воды Черного и Средиземного морей.

При Александре Григорьевиче в Форосе разбит великолепный парк, основой которого служили естественные южнобережные леса из можжевельника, дуба, ясеня, клена. Здесь и сегодня есть экзотические пихты, кедры, кипарисы, буквально «одетые» плющом, пальмы, магнолии, другие вечнозеленые растения. Форосский парк — настоящее произведение искусства, он является памятником садово-парковой архитектуры XIX века. В центре его в 1889 году построен особняк в стиле русского классицизма. С юга его опоясывает терраса, на которой бросаются в глаза искусные чугунные вазы — работы демидовских мастеров. К отделке особняка и его украшению Кузнецовым привлекались лучшие виртуозы прикладного искусства.

Следует напомнить, что по просьбе православного населения Фороса и Байдарской долины именно А. Г. Кузнецов заказал известному академику архитектуры Н. М. Чагину проект церкви на Красной скале, и 4 октября 1892 года в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева новый храм освятили. Сегодня все, кто проезжают по дороге Ялта—Севастополь, с восхищением любуются удивительной форосской церковью, которая словно парит в воздухе над побережьем. Впрочем, старая Воронцовская дорога, ведущая к перевалу Байдарские ворота, проходит прямо возле храма, открытого для посещения. А изображение церкви в свое время стало торговым знаком чая Кузнецова и разошлось по всему миру — на жестяных чайных банках. Так что и век назад купцы прекрасно понимали значение крымского бренда!

Александр Кузнецов умер в возрасте 40 лет, похоронен в фамильном склепе в Москве. Форос перешел по наследству к его сестре, а затем к ее сыну, Григорию Ушкову. В его доме в 1916 г. писатель М. Горький и певец Ф. Шаляпин шесть недель работали над автобиографической книгой о Шаляпине «Страницы из моей жизни». Ушков продолжил благоустраивать имение: сначала привез лошадей и устроил ипподром, потом задумал превратить Форос в курорт для интеллектуальной элиты. Построил тир, теннисные площадки, открыл казино. В имении была своя электростанция, вдоль бухты сооружена хорошая набережная и множество богатых построек. В подвалах имения хранились вина, продававшиеся на оптовых складах в Казани, Самаре, Москве. Их можно было заказать во всех лучших ресторанах этих городов. Чтобы к удаленному от Ялты Форосу отдыхающим легче было добираться, Ушков в 1911 году сделал проект линии железной дороги Севастополь—Ялта. Начало работ по ее сооружению намечалось на февраль 1914 года. Но история, как известно, внесла свои коррективы. После революции Ушковы эмигрировали, а их имение было национализировано. Оно использовалось как госпиталь для воинов Красной Армии, затем здесь разместился санаторий Центрального комитета профсоюза текстильщиков, потом — детский санаторий ЦИК СССР. Сейчас на территории Фороса находятся санаторий, пансионат и дом отдыха, а в доме Кузнецова — санаторская библиотека.

* * *

В следующем году Министерство курортов и туризма АРК планирует увеличить количество и улучшить качество туристических маршрутов, а также продолжить повышение уровня знаний и квалификации экскурсоводов. По словам А. Лиева, им покажут ландшафтные объекты, объекты советской мемориальной истории, памятники Великой Отечественной войны. «Последние годы интерес к ним возрастает. И экскурсоводов нужно знакомить, узнавать, какие объекты могут быть интересны туристам, и вкладывать в них деньги, — отметил министр. — Увеличение туристических маршрутов, улучшение их качества и повышение знаний, квалификации экскурсоводов — одна из наших задач на следующий год. Будет много тренингов, методических экскурсий». Специалистов отрасли это обещание вдохновило; участники поездки высоко оценили своевременность и перспективы данной инициативы министерства.

А. Лиев также рассказал, что на XXI Международной туристической ярмарке «Крым. Курорты. Туризм» в конце февраля в Ялте состоится встреча с экскурсоводами «в широком формате», на которой среди прочего будут обсуждаться итоги методических экскурсий для специалистов туристского сопровождения. Средства на все это, а также другие нужды отрасли в нашем ведомстве рассчитывают получить по линии проекта ЕС, который намерен выделить 5 млн евро на три года на развитие туризма в Крыму. Министерство будет бенефициаром — как поясняет А. Лиев, «мы будем говорить, на что надо направлять деньги». В Европе определят управляющую компанию — победителя тендера, а крымские чиновники к деньгам прикасаться не будут. Ожидается, что проект начнет финансироваться с 1 марта будущего года.

Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ

Меллас - Любовь Моя!

Серебристое чудо

Устав от затяжной слякотной московской зимы и незаметно пролетевшей дождями весны, я всей душой устремилась в воистину райское место на Земле. На южном берегу Крыма, на 42-м километре нового шоссе Ялта - Севастополь, между серыми горами и синим Чёрным морем есть один уникальный уголок - 20 гектар уединения и спокойствия на побережье, где летом отдыхают миллионы людей со всего пространства бывшего Советского Союза.Там в глубине прекрасного парка среди кипарисов и сосен расположились белоснежные корпуса санатория, бывшего имения Алексея Константиновича Толстого. Это о Мелласе он написал:

Над неприступной крутизной
   Повис туманный небосклон;
   Там гор зубчатою стеною
   От юга север отделен.
   Там ночь и снег: там враг веселья,
   Седой зимы сердитый бог
   Играет вьюгой и метелью...
   Но здесь благоухают розы.
   Бессильно вихрем снеговым
   Сюда он шлет свои угрозы,
   Цветущий берег невредим.

Час сорок на самолете до Симферополя, затем еще полтора часа на машине по трассе между гор, и спустя три часа оказываешься в удивительнейшем по красоте месте, и сразу отступают суета большого города, все тревоги и стрессы. Не хочу задеть ни чьих чувств, потому что у каждого человека есть свои заповедные места, но я не знаю ни одного человека, который бы один раз приехав в этот уголок, не сказал бы: "Я обязательно сюда вернусь!".

[]
И действительно многие приезжают сюда по 15-20 лет подряд и не мыслят своего отдыха без Мелласа. Да, это чудесное место имеет такое удивительно приятное для произношения название и в переводе с греческого означает "туманный", "серебристый". Одни считают, что это от цвета нависающих над ним скал, другие - от частых туманов. Спускаясь с трассы к морю, пересекаешь причудливые хребты горы Дракон. Действительно ее острые зубцы напоминают спину сказочного Дракона, который по местной легенде исполняет желания, если их загадать, прикоснувшись к горе. Побывав здесь первый раз, именно у Дракона, стоя на вершине и глядя на бескрайнее волнующееся море, я и попросила вернуться в это чудное место еще не один раз. Так и произошло (может быть, Дракон помогает, а может быть так велика сила моего желания вновь увидеть знакомые места), и вот уже четвертый год подряд я приезжаю в Меллас, чтобы отдохнуть душой, насладиться прекрасными видами. Там удивительная атмосфера - потрясающе располагает к творчеству - каждый уголок так и просится, чтобы его запечатлели на пленку или на холст, или воспели розовый закат и пенный прибой в стихах.

[]

И отдыхающие очень активно пользуются этой возможностью реализовать себя и сохранить не только в своей памяти красоту окружающей их природы. Не смогла устоять перед соблазном и я, в итоге - 20 отснятых плёнок на камеру Canon EOS-620, масса поученного удовольствия и наглядные доказательства совершенства природы в качестве фотографий, которые я и представляю вашему вниманию. Я не смогла остаться равнодушной к красоте соснового бора, к очарованию тёплой звёздной ночи, тронул мою душу нежный ласковый прибой. Всей этой красотой я бы очень хотела поделиться с вами и надеюсь, что хотя бы частично я смогла уловить то настроение, то очарование, которое окружало меня на протяжении четырех месяцев.

[]

Каждое утро я вставала рано и отправлялась на поиски живописных пейзажей, благо проблем с видами не было, за каждым поворотом открывались все новые и новые красоты, которые невозможно было не запечатлеть. Сами корпуса санатория расположены в парке на склоне горы, и, спускаясь к морю по дорожкам, получаешь массу удовольствия для глаз и души и пользу для тела (опытным путем проверено, что килограммы улетучиваются мгновенно).

[]
Возле спуска на набережную, под огромным валуном, находится целебный источник с минеральной водой, которая прекрасно освежает в жару и вселяет силы, чтобы добраться до корпуса или столовой.
   Что такое Меллас?
   Я не знаю, как лично для вас,
   Для меня это море в волнах
   И "Шайтан" в кружевных облаках,
   Запах нежный зелёной сосны,
   Здесь сбываются сны и мечты.
   Здесь источник целебный течет,
   Свои воды из гор он несет,
   Чтобы вкус несравненной воды
   От болезней нас спас и беды.

"Шайтан" это название горы над Мелласом (высота 720 м). Поход на нее рано утром, чтобы встретить рассвет, вспоминается потом в городе весь долгий год. В прошлые годы я приезжала в Мелласе в июле-августе, в самый разгар лета, когда трава уже выгорала, а птицы уже давно вывели своих птенцов и обучали их первым шагам жизни. В этот же год мне повезло, я попала в мае, когда все деревья только цвели, все вокруг радовало свежестью красок, а из зарослей доносились трели соловья. На Шайтане цвели алые пионы, поражающие своей хрупкостью и яркими цветами, которые хорошо были видны среди серых камней. В парке цвел багряник, или Иудино дерево, его ветки были сплошь унизаны шапками цветов, которые скрывали маленькие листики, и издалека казалось, что на ветках только цветы без листьев.

[]

Это розовое чудо вдохновило меня на написание таких строк:
   С неба розовый снег кружится
   И ложится на руки мои,
   На рассвете волна серебрится,
   И поют по ночам соловьи.

Не пугайтесь, ведь это не вьюга,
   Что метёт посреди января,
   Это дерево тёплого юга,
   Отцветая, нам дарит себя.

Сохраню лепесток его нежный,
   Засушу между книги страниц
   И зимой настоящею, снежной
   Вспоминать буду пение птиц.
    []

А возле корпусов благоухали кусты чайной розы, цвет которой очень гармонировал с старинными постройками.

[]

Еще нельзя забыть о, как я считаю, "визитной карточке" Мелласа - белоснежно-каменной "подкове", которая как бы парит над синим морем. Ее воздушность создает впечатление нереальности увиденного перед собой. Кажется, что это лёгкое невесомое сооружение спустилось в этот райский край с небес, из сказок, из наших фантазий, но никак не может являться творением рук человеческих.

[]

Блики солнца на синей волне,
   Крики чаек в ночной тишине -
   Не забыть мне такой красоты
   Даже средь городской суеты.

Закончилось лето, вернулась в Москву, но все равно, когда закрываю глаза, вижу темную зелень сосен на фоне сверкающе-синей волны с бликами солнечных зайчиков, с белыми чайками на серых камнях в брызгах пенного прибоя, слышу шуршание волны и мелкую гальку пляжа, шум ветра, несущего прохладу с моря, и понимаю, что пройдет год, и я не смогу удержаться от искушения опять увидеть всё это воочию, насладиться покоем и тишиной.
  []

Каждый, кто побывал в Мелласе, оставляет здесь частичку своей души и всем сердцем стремится приехать сюда снова.

Благодарность

Спасибо, летний санаторий!
   Спасибо, солнечный Меллас!
   Прекрасен ты, тут не поспоришь,
   И отдых даришь ты для нас.

Тебе несу я благодарность
   За нежный розовый рассвет,
   За те спокойствие и радость,
   Оставили что в сердце след.

Весь год тебя я вспоминаю,
   Приют красы и тишины,
   Под шум волны я засыпаю,
   Приходишь часто в мои сны.

Мне снятся горы над тобою,
   И чаек слышу громкий крик,
   Бегу по кромке я прибоя,
   Мне б оказаться там на миг!

Увидеть голубое море,
   Проплыть по ласковым волнам,
   И с ветром вольным порезвиться на просторе,
   Я всё отдам, чтоб оказаться там!

Вот в ожиданьи год промчался -
   Как будто век прошел с тех пор,
   И вновь пред взором оказался
   Меллас в оправе серых гор.

И чайкою душа взлетела,
   Расправив белых два крыла,
   И над морской волной запела
   О том, что счастия полна.
    []

Прошу откликнуться всех, кто когда-нибудь отдыхал в Мелласе. Пишите на skarlett@zmail.ru. Буду очень рада!

Ющенко Оксана  []

Вечернее настроение

Форос. Церковь

Форосская церковь

Ялтинский зоопарк – место, где любят животных

Ялтинский зоопарк - место, где любят животных

Есть уникальный живописный уголок вблизи города Ялта, где людям предоставляется возможность увидеть экзотических животных со всей планеты. Это место носит название Ялтинский зоопарк “Сказка”. Действительно, попадая сюда, будто бы оказываешься в сказочном мире, где уже у входа встречают гостей необыкновенной красоты розовые пеликаны.

Впечатление от посещения зоопарка остаётся положительным и ярким. Ведь звери здесь находятся в достаточно хороших условиях, в оборудованных и чистых вольерах. Сами животные ухоженные и общительные, особенно обезьянки. Надо отметить, что гостям зоопарка разрешено кормить зверей, для этого при входе продаётся набор разнообразных овощей и фруктов, которые являются любыми лакомствами приматов, верблюдов, кроликов, медведя и т.д.

Среди огромного количества животных хочется особенно отметить жирафа, львов, белую тигрицу. Конечно, все зверюшки зоопарка хороши каждый по-своему. Такое разнообразие видов приматов, как здесь, редко, где ещё можно увидеть. Они, нужно сказать, всегда  самые активные представители парка и всем посетителям за ними очень интересно и весело наблюдать, а дети испытывают неподражаемый восторг от того, что они сами могут дать банан или яблоко просто в руку обезьянке.

На территории зоопарка недавно был установлен аттракцион – колесо обозрения. Невероятной красоты виды открываются людям, поднявшимся на высоту птичьего полёта. Горы, море, лес – всё это оказывается внизу, а посетители взлетают над прекрасным ландшафтом крымской земли. Зрелище просто незабываемое.

Надо отдать должное создателю и директору зоопарка Олегу Зубкову. Ведь невооруженным глазом заметно, что здесь искренне любят животных и относятся к ним, как к родным и друзьям. Хорошо было бы, если все зоопарки в мире были похожи на эту «Сказку»!

Древний Херсонес

Херсонес Таврический

На Крымском полуострове есть места, которые помнят историю 2000-летней давности. В пятом веке до нашей эры на юго-западе Крыма, в Севастополе был основан древнегреческий город Херсонес Таврический. Его руины являются основной, самой древней достопримечательностью Крыма. Само название Херсонес в переводе означает полуостров, и такое название подтверждается его расположением между двумя бухтами на полуострове.

Древние улицы города, жилище горожан, руины которого напоминают нам историческое прошлое, древнегреческий театр Херсонеса сохранили в себе дух и эпоху времени, когда  на арене херсонеского театра слушали поэзии древнегреческого эпоса, ставили “Илиаду” или “Одиссею”. А в мастерских занимались ремесленничеством и виноделием, что подтверждает экспозиция представленных огромных уникальных сосудов, имеющих разные формы и рисунок, а великолепная мозаика, части которой сохранились, завораживает взгляд своим рисунком и искусной укладкой.

Прямо на морском берегу на возвышенности расположился сигнальный колокол, который имеет уникальную историю. Правдива эта история или это вымысел, сейчас уже никто не знает, но предание говорит, что этот колокол снят и привезен в Херсонес из известнейшего собора Парижской Богоматери, энергетика которого осталась и на колоколе. И если дотронуться до этого колокола, то человека будет сопровождать удача и счастье всю оставшуюся жизнь.

Это красивая сказка, которой верят туристы, посещающие эти места. На территории древнего города-музея стоит Владимирский собор, который возведен в честь того, что Киевский князь Святой Владимир именно в Херсонесе принял крещение в 988 году, что ознаменовало начало крещения на Руси.

Великолепный ландшафт этого города-музея с его многочисленными цветочными клумбами и красивыми кустарниками, чудесный вид, открывающийся с вершины горы на бухту, на прозрачную голубую морскую воду, делает путешествие в древний Херсонес незабываемым, и хочется часами ходить среди руин старого города и узнавать нашу историю по новому.

На стыке эпох и культур, на границе степного Крыма и Черноморского побережья раскинулся город с 2500 летней историей . В город можно попасть тремя различными способами – по железной дороге, автомобильным транспортом, либо морским путём. В настоящее время ведутся работы по строительству неподалёку от Евпатории аэропорта.

Прибывающих туристов город поездами встречает здание железнодорожного вокзала, построенное в 1953 году. В окружении пятиэтажных «хрущёвок», здание выделяется оригинальным стилем постройки, величественными колоннами и в тоже время кажется уютным и симпатичным.

Сразу же у вокзала находится трамвайная остановка. Узкоколейный вагончик производства ГДР, дребезжа на стыках рельс, довезёт Вас до парка отдыха имени М.В. Фрунзе – одного из наиболее любимых мест прогулок, как жителей города, так и его гостей. Парк оканчивается набережной имени А.М. Горького. Дальше – только море, привечающее ласковыми волнами и золотыми пляжами.

Свернув на набережную и пройдя до её окончания можно выйти на улицу Дувановскую, названную в честь городского головы Семёна Эзравича Дувана. Благодаря организаторским способностям и усилиям которого в 1911 году в городе была построена православная церковь святого Ильи, в 1910 году – здание городского театра, в 1916 – публичная Александровская библиотека (теперь – им. А.С. Пушкина). На этой улице расположен краеведческий музей, у входа которого нашли свой покой старинные пушки и корабельный якорь, и фрагменты раскопок древнегреческого городища Керкинитида (конца четвертого века до н.э. – третьего века н.э.).

Заканчивается Дувановская улица на Театральной площади, с которой легко можно пройти на старинную улицу – им. Революции. Её постройки окунут Вас в атмосферу царского периода. Недалеко отсюда начинается уникальный экскурсионно-исторический путь «Малый Иерусалим», объединивший на своём пути архитектурные памятники семи различных религий. Ханская мусульманская мечеть Джума-Джами, заложенная в Гезлеве по велению Девлет-Гирея I, через год после вступления на престол в 1552 г., стоит напротив Величественного православного собора в честь святого Николая, заложенного 11 июля 1893 года по проекту А. И. Бернардацци, в память об освобождении Евпатории во время Крымской войны.

Ремесленная синагога евреев “Егие Капай” соседствует с единственными в Украине, действующими караимскими кенассами, строительство которых началось в 1803 году, а окончательно закончилось в 1818. От армянского храма Св. Никогайоса – постройки базиликального типа 1885 года несколько шагов до монастыря странствующих монахов ордена Мевлеви “Текие дервишей”. Всего же в Евпатории свыше 160 памятников архитектуры. Здесь располагаются “Одун-базар-къапысы” – ворота дровяного базара татаро–турецкого Гезлева, и крепостная стена, окружавшая Керкинитиду (IV век до н.э. – III век н.э.) и много-много других достопримечательностей. Не верьте тому, кто скажет, что в Евпатории не на что смотреть. Просто он не умеет видеть.

Эски Кермен – крепость, хранящая тайны прошлого

Эски Кермен - крепость, хранящая тайны прошлого

Вблизи крымского города Бахчисарай, недалеко от селения Красный Мак возвышается над прекрасными зелёными долинами одно из самых достопримечательных мест полуострова, пещерный город – Эски-Кермен История «Старой Крепости» берёт своё начало ещё с 6-го века нашей эры, когда Византийская империя во главе с царём Юстинианом укрепляла свои границы в Крыму, возводя сооружения, защищающие подходы к городу Херсонесу.

Крым вообще славится своими вековыми пещерными городами, но если сравнивать их между собой, то Эски Кермен – это наиболее интересный и увлекательный комплекс достопримечательностей, как исторических, так и природных, которые могут увлечь внимание любого туриста. На территории крепости расположены храм Трёх Всадников, пещерная церковь с хорошо сохранившейся фреской 13 века с изображением Успении Богоматери, глубокий колодец, служивший жизненоважным стратегическим объектом во времена осады крепости. Очень захватывающим может стать прогулка по старым каменным улицам среди пещерных жилищ, которые служили когда-то людям в качестве военных казематов, помещений для содержания скота, хранения вин и мяса.

Хоть Эски Кермен и сооружался, прежде всего, как оборонительный объект, но в период в с 8 по 10 веках территория крепости всё больше становится походить на жилой поселок с домами-усадьбами, виноградниками и садами. Город населяли даже вполне зажиточные граждане, а здания обладали достаточно интересной архитектурой.

Сегодня этот древний город – это не только место для экскурсий и научных изучений археологов, но и отличная съемочная площадка для кинематографов. Эски Кермен не раз попадал в кадр объектива, ведь уникальное место как никакое другое подходит для создания декораций к фильмам-сказкам, а также к фильмам, сюжет которых происходит в средневековые времена.

Максим Экстремальный

Бахчисарай, часть первая. Каменные исполины стен Чуфут-Кале.

Каменные исполины стен Чуфут-Кале

Культура Востока всегда привлекала меня каким-то невидимым, забытым знанием, которое будто покоится внутри и стремиться вырваться наружу при первой удобной возможности. Именно поэтому в качестве экскурсии по Крыму была выбрана поездка в Бахчисарай – купальницу Крымского ханства и всего татарского народа.

Мы выехали рано утром из Межводного (13 км от Черноморского), наскоро собрав рюкзаки и выпив по чашке крепкого кофе. Первая неудача – сломался ключ в дверях, а до автобуса остаётся каких-нибудь 5 – 7 минут. Благо, закрыть комнату нам всё-таки удаётся. Обломок ключа оставляем в замке и мчимся к микроавтобусу, который настойчиво сигналит вдали.

Доехали до Черноморского, где пересели на другой, более комфортный автобус. Желающих соприкоснуться с Бахчисараем немного – не более 20 человек. Едем не спеша, экскурсовод интересный, рассказывает о каждом населённом пункте, который мы проезжаем. Особенно мне понравился рассказ о воинственных сарматах, большинство из которых были женщинами. Говорят, они были очень жестокими и даже снимали скальп со своих жертв – настоящие славянские амазонки!

Приехав в Бахчисарай, нас приятно шокируют выступы гор над домиками крымских татар, узкие улочки и великолепные мечети. Заказав обед в кафе «Хан-Гирей», мы отправляемся на поиски пещерного города Чуфут-Кале, минуя необыкновенно крутые подъёмы. И здесь мы не прогадали – экскурсовод Оксана (фамилии, к сожалению, я не помню) действительно умеет заинтересовать даже самого незатейливого слушателя.

У входа в город Чуфут-Кале нас встречают древние кованые ворота. Увидеть их можно только вблизи – они надёжно спрятаны за каменными выступами города. Дословно описать всю красоту древнего сооружения караимов смог бы только великий Пушкин, который бывал в Бахчисарае, посещал Ханский дворец и окрестности города. Нам же больше всего запомнились жилища караимов и гробница ханской дочери. А ещё здесь снимались многие советские и современные фильмы, например, «Диверсант. Конец войны» или «Пан Володыевский». К слову, взобраться на такую высоту смогли не все – две женщины сошли, не преодолев и половины пути. Зато бабушки из Москвы, сидевшие рядом с нами в автобусе, преодолели километраж одними из первых!

На обратном пути набираем воду в бутылки, припав к источнику Свято-Успенского мужского монастыря. Соприкоснуться с жизнью монахов нам не удалось – катастрофически не хватает времени, а впереди ещё ждёт Ханский дворец и дегустация крымских вин. Но об этом – в следующий раз.

Многие посетители древнего Бахчисарая, посмотрев ханский дворец, увидев знаменитый фонтан, прогулявшись по старым улочкам, поев чебуреков и пахлавы, думают, что они познакомились со всем самым интересным в этом месте. Но это не так. Недалеко за Бахчисараем находится Чуфут-Кале – старинная караимская крепость.
Поначалу, путь к Чуфут-Кале представляет собой дорогу вдоль скалы, с пещерами, которые, по-видимому, раньше служили здешним людям пристанищем. Чуть дальше прямо в скалах высечен монастырь. Перед ним небольшая площадка, где можно купить сувениры и набрать Святой Воды из источника неподалеку. Монахи монастыря живут в домах, расположенных возле монастыря и через кроны деревьев можно увидеть их дома и хозяйственные пристройки. Далее мы шли по относительно ровной дороге, со всех сторон окруженной палатками торговцев сувенирами и безделушками. Мы думали, что такая хорошая дорога сохранится до самого пещерного города, но не тут-то было: вскоре приходилось взбираться в горы практически на четвереньках. Интересно, что в город можно добраться по более пологому маршруту, но он пока что закрыт для туристов.
В самом городе очень интересно гулять. Можно исследовать старый водопровод, без которого было невозможным существование Чуфут-Кале. Можно рассматривать дома, в которых когда-то жили караимы и места, где они молились. Кстати, последние жители Чуфут-Кале ушли отсюда не так-то и давно – в середине 19 века.А до этой поры город был обитаем. Самая запоминающаяся конструкция – гробница ханской дочери, но гораздо более увлекательно рассматривать пещеры. Не все из них были обитаемыми, большинство использовались караимами в качестве вспомогательных помещений. Зато окна в них великолепные! Из них открывается потрясающий вид на долину с высоты сотен метров над уровнем моря.

Балаклава – известнейший крымский курорт, который расположен в юго-западной части полуострова, совсем недалеко от Севастополя. Город находится на берегу живописной бухты, которая вдается в береговую линию на полтора километра. Здесь очень красиво, недаром Балаклава считается одним из самых лучших мест для отдыха в Крыму. Мы заехали в Балаклаву на обратном пути из Севастополя, прогуляться, поглазеть на местные достопримечательности и просто поесть мороженого, шагая по красивейшей набережной Назукина. Гуляя по набережной можно любоваться великолепием окружающих скалистых пород и древними руинами крепости Чембало, которая была построена генуэцами для охраны входа в бухту. Теперь остались только развалины, хотя местные историки рассказывают, что раньше здесь были и церковь, и ратуша, и множество других интересных построек. Также, обращают на себя внимание пышные особняки, построенные вдоль набережной и датированные 19 веком. Прогулялись мы и по улочкам города, узеньким и оттого очень уютным.
Оказывается, Балаклавская бухта – отличное место для рыбалки. Крестный разузнал, что это одно из самых популярных мест в Крыму среди любителей рыбной ловли. Мы и сами в этом убедились: видели множество рыбаков, сидевших с удочками и не отрывавших глаз от поплавков. А еще,говорят, здесь очень хорошо заниматься подводной охотой. Один из местных рыбаков, разговорившись, похвастался трофеями. Если верить его словам, то ему удалось подстрелить ската, весом в 10 килограммов. Что и сказать – солидный трофей, если конечно рыбак не преувеличил. Но в любом случае, понырять среди скал, должно быть, очень здорово и интересно. Также для туристов есть возможность заказывать яхтенные прогулки с выходом в море. Надо будет как-нибудь еще разок заглянуть в Балаклаву и побыть здесь подольше: уж очень привлекательное для отдыха место…

Крым… Более живописного и красочного места не найти на просторах Украины. Каждый уважающий себя человек обязательно хотя бы раз в жизни посещает Крым. Кого-то прельщает море, кого-то курортная жизнь, кому-то по душе горы. Все это сосредоточено в этом уголке мира. И уже, исходя из финансовой стороны, отдыхающий выбирает для себя оптимальный вид отдыха.

Например, Бахчисарай. Этот город славится своим историческим прошлым, имеет много достопримечательностей, и самое главное – горы. Так, сев на электричку в 4.00 утра из Евпатории за символическую сумму можно добраться до Бахчисарая. Там на месте сесть в маршрутку и доехать до Ханского Дворца – первая достопримечательность. По желанию экскурсовода можно заказывать, а можно самостоятельно осмотреть всю территорию.

Сразу напротив Дворца – горы. Просто перейдя дорогу можно начать подъем. Дело не из самых легких, конечно, но открывающийся пейзаж просто достоин пера поэта и кисти художника. Сверху воздух свежий, до обеда даже веет приятной прохладой. Можно где угодно остановиться на привал и перекусить. Спуск с гор также потребует усилий и осторожности и, тем не менее, при спуске можно снова-таки наслаждаться приятным хвойным воздухом и необъятным простором.

Сев на маршрутку, можно доехать до известного Успенского мужского монастыря в горах. Но попасть внутрь можно при одном условии – одежда посетителя должна соответствовать канонам православной церкви. Можно совершить прогулку также и по территории, прилагающей к монастырю, – это десятки гектаров зеленых насаждений, небольших водопадов, сакральных памятников и т.п.

И наконец вечером, после целого дня прогулок и пеших переходов, добравшись до ж/д вокзала, сесть опять в электричку до Евпатории и переживать полученные за целый день впечатления.